Жесткие истории об армейской «дедовщине»

                             (о прозе Михаила Рошка)

 

 

          В закарпатской литературе никто никогда не писал о проблемах службы в советской армии, тем более о замалчиваемой в советские времена проблеме «дедовщины». Молодой писатель Михаил Рошко именно с этой темой вошел в закарпатскую литературу в конце 80-х – начале 90-х. Первый рассказ из армейского цикла «Стукач» был опубликован в маленьком первом сборнике «Когда шумит дождь» (1991 г.). А уже в январе 1993 года увидела свет книга «Там, где нет женщин» (тираж 2000 экз.), ядро которой и составляют рассказы о «дедовщине». В своих интервью Михаил Рошко объяснял, что писал эти рассказы в студенческие годы, считая, что первый откроет  в советской литературе умалчиваемую тогда проблему «дедовщины». Но пока он искал возможности опубликовать эти рассказы, в журнале «Юность» вышла повесть известного в то время московского писателя Юрия Полякова «Сто дней до приказа», которому и досталась роль «первооткрывателя» темы неуставных взаимоотношений в советской армии. Михаилу Рошко досталась роль первооткрывателя этой темы в Украине. Сравнивая рассказы закарпатского писателя и повесть Полякова, приходишь к выводам, что повесть написана автором не о пережитом, а со слов других, в ней есть неточности. Рассказы М. Рошка более правдоподобны, хоть и более жесткие и тяжелые, в них использован «момент присутсвия». Читатель видит все происходящее глазами главных персонажей, причем точки зрения в рассказах часто кардинально противоположные: в произведениях «Стукач» и «Земляки» рассказчики – старослужащие, «дедушки», в «Когда сносит течением» и «Наказание» - «салаги». У первых и вторых – своя правда. Можно даже утверждать, что рассказы М. Рошка (особенно «Когда сносит течением») полифоничны, в них озвучиваются разные точки зрения на одни и те же проблемы, точки зрения противоположные или дополняющие друг друга, но каждая из них доказывается ее носителем убедительно, по всем правилам логики, автор же не вмешивается в дискуссию, оставляет право оценки читателю. В центре внимания – характеры солдат, психология парней, попавших в «ненормальные» с точки зрения гражданской жизни условия, где одни (старослужащие) становятся маленькими тиранами, садистами, а другие (салаги) превращаются в послушных затюканных рабов. И автора интересует не столько сами эти ненормальные условия (хотя читатель получает о них более чем достаточное представление), сколько проблема «преображения» хороших ребят с гражданки то в трусливых послушных рабов, то в жестоких садистов, которые мало того что заставляют салаг обслуживать себя и делать вместо них всю работу, но еще и просто издеваются над  «первогодками» просто ради развлечения или «из чувства самоутверждения». Вот этот механизм превращения и интересует писателя больше всего, именно поэтому рассказы Михаила Рошко и не устарели по сей день. Открывает сборник рассказ «Стукач». Главный герой Степан – «дед», солдат второго года службы. Он попался на воровстве и продаже бензина венгерским крестьянам. Такое воровство – обычное дело, которым занимаются в части все, кто может. Воруют и солдаты, и офицеры. Только Степану не повезло и он попался. Ему светит дисбат. Но в армии выходит новый приказ о борьбе с нарушениями воинской дисциплины, особенно с «дедовщиной». Замполит роты хочет показать себя в этой акции и ставит Степана перед моральным выбором: или дисбат – или подписать объяснительную на двух своих сослуживцев, которые наиболее жестоко издеваются над первогодками, и тогда его дело о «хищении» замнут. Замполит умело играет на любви солдата к своим стареньким родителям, которые не переживут судимости своего сына. И Степан под давлением замполита подписывает эту объяснительную и становится «стукачем», изгоем. Его подневольный «донос» раскрывается и его бьют, потом «переводят» снова в роль салаги, даже хуже: его и салаги имеют право бить. Осознав свой проступок и понимая, что позор последует за ним «на гражданку», Степан кончат жизнь самоубийством. Рассказ преисполнен драматизма, заканчивается трагически, но в нем есть светлое пятно: Степан вспоминает, как на первом году службы, во времена тяжелых испытаний, солдат Мунтяну пришел ему на помощь в самый трудный момент, и это пережилось им как момент настоящей дружбы, проверенной во время трудностей и испытаний, дружбы, какой «на гражданке» не встретишь.

          Рассказчик второго рассказа – «Наказание» – салага. Обычный, как все. Терпит тягости службы, среди которых наиболее тягостными являются издевательства «дедов». Рядом с ним всегда исполняет работу физически слабый, очень медленный по натуре городской  «хиляк» Русанов. Из-за медлительности последнего часто достается от дедов и рассказчику, и другим салагам. И вместо того, чтобы возненавидеть своих мучителей дедов, у них, в том числе и у рассказчика, накапливается злость на Русанова. Из-за его слабости, неумения приспособиться к новым условиям жизни, неумения выживать. А еще потому, что ненавидеть дедов опасно, они сильнее, а Русанов неопасен. И салаги избивают Русанова по науськиванию дедов, превращаясь в еще более жестоких садистов, чем деды.

          Главным героем рассказа «Когда сносит течением» снова выступает салага, но уже не обычный, как все, и не доходяга, как Русанов, а спортсмен-боксер, физически сильный и смелый, с гордым характером, для которого роль «послушного салабона» становится невыносимой. Он срывается, дает сдачу бьющему его деду. За что парня сильно избивают все деды. Солдату пришлось убежать из части, чтобы спасти свою жизнь. Но побег – не выход. Побег – это нарушение закона. Тем более за границей, в Венгрии, и в бегах долго не побудешь. И мы расстаемся с героем в момент его раздумий над возвращением в часть, но что его ждет после возвращения, догадаться нетрудно.

          Четвертый рассказ – «Земляки» – о конфликте таких явлений, как дедовщина и землячество.

 Рассказы М. Рошка очень динамичны, остросюжетны, стиль писателя легкий, рассказ «захватывает» читателя с самого начала и уже не отпускает, оставляя в конце неизгладимое, тяжелое впечатление. Именно из-за этого «тяжелого» впечатления эти рассказы запоминаются навсегда. Автор как бы исследует проблему «личность и система», где личности – это парни лет 18 – 20, а система – это мир неуставных взаимоотношений, закрытое, отрезанное от нормального гражданского мира пространство со своим кодексом законов, устоявшимися дикими традициями, поведенческой системой координат. Это мир испытаний, проверки личности на моральную и даже физическую крепкость, мир, чем-то напоминающий мир советских зон с их жестокими «понятиями и правилами». И мне остается только поприветствовать моего земляка с тем, что он ввел у закарпатскую – да и во всю украинскую литературу - тему дедовщины, и отмечу, что его рассказы преисполнены совершенно нетипичными для нашей прозы психологической глубиной и драматизмом.

 

                                                                   Михаил Белень.

Сайт создан в системе uCoz